Меню
16+

Муниципальное образование Богучанский район Красноярского края

11.03.2022 16:07 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Богучанскому району 95 лет: тунгусы на Чунской земле

Школьники и педагогическая общественность включились в информационную работу, приуроченную к 95-летию Богучанского района. Благодаря их краеведческой работе удаётся восстановить события, которые происходили в Приангарье более 300 лет назад и дали начало истории района.

Учащиеся Осиновской школы Артём Станько (8 класс) и Елена Алексеенко (10 класс) под руководством учителя технологии Ирины Шаляпиной и педагога «Центра роста» Елены Бахаревой, исследуя историю малой родины, подготовили проект об одном из малоизвестных фактов времён заселения территории Богучанского района. Проектно-исследовательская работа школьников называется «Тунгусы на Чунской земле» и заявлена на участие во всероссийском конкурсе «Краеведы России».

Предлагаем вашему вниманию наиболее любопытные выдержки из этого проекта.

Первыми поселенцами Чунского района, то есть местности, где позднее образовалась деревня Хая, были тунгусы. Тунгусы – это прежнее название эвенков, одного из самых многочисленных народов, населяющих сегодня Крайний Север. Тунгусами они назывались вплоть до начала 1930-х годов, затем советская власть приняла решение о переименовании народности. Слово «тунгус» происходит от якутского «тонг уус», что значит «мёрзлый, мороженый».

Тунгусы вели кочевой образ жизни. Выбирая место для проживания, они учитывали наличие воды, рыбы и зверя, а также полей для ведения домашнего хозяйства. Так, тунгусы оседали по берегам больших рек Енисей, Ангара, Чуна и др.

Традиционное жилище тунгусов — чум конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась шкурами, летом — прокопчёнными и вымоченными берестяными покрывалами. Обработка материала давала мягкость, прочность, непромокаемость. В центре чума располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для гостей и женщинам заходить туда не полагалось. Покидая место стоянки, тунгусы забирали с собой шкуры, бересту и утварь, а основу из жердей оставляли.

Тунгусы придерживались шаманизма, их вера в духов была очень сильна. Не удивительно, что различные ритуалы, связанные с изгнанием злых духов, до сих пор встречаются среди некоторых жителей. Факты шаманского культа в русско-тунгусских поселениях по р. Чуна были описаны в одном из номеров «Этнографического обозрения» 1914 г. «Деревня Хая. Акапий Корнилович Брюханов, 65 лет, неграмотный. (Дед его «чепагыр» — настоящий тунгус): «Вот у нас по Иче были становишша тунгусов. Так у их были там шаманы с коням жолезным, оленям, разным человекам. Мы-то боимся етих врагов и за деньги не возьмём. Люди сказывают стянёт от их, а не то покланя(ть)ца. Я сколь живу, никовда и не слыхивал и берёзовски завсегда Богу молились. Я ведь тожо тунгусскова роду, у меня дед Митрей был чепагыр…». В этом обозрении также указываются факты, подтверждающие заселение тунгусами берегов Чуны в деревнях Чуно-Ярская, Мальева, Кадарея, Кондратьева, селе Петропавловское и др.)

Населённые пункты стали возникать с приходом на Чуну русских. Тунгусы начали строить дома, стали жить в деревнях, хотя и продолжали кочевать.

В 1754 г. для просвещения новокрещённых тунгусов и язычников был открыт Чунский Петропавловский приход. Приход был расположен на реке Чуне, в местности таёжной и здоровой. В приходе 8 деревень: Выдрино, Берёзово, Кондратьево, Кадарейская, Ягалеево, Ярковская, Хая, Оедино. Дорог не было и сообщение между поселениями было возможно верхом на лошадях и по реке на лодках. Население занималось хлебопашеством, охотой, рыболовством. Жители сами изготовляли обувь, шили одежду, делали посуду, лыжи, гнали деготь.

К 1900 г. территория Богучанского района относилась к Енисейской губернии и была самым глухим таёжным уголком. Большинство коренных жителей Чуно-Ангарского края – потомки русских и тунгусов. С течением времени русские настолько породнились с тунгусами, что образовался народ с неофициальным названием «чунари». Чунари отличались высоким ростом, широкими плечами и тунгусским типом лица — смуглый цвет кожи, чёрные волосы, широкие скулы, суженный разрез глаз.

Деревня Хая (в переводе с тунгусского «высокий, гора»). Архив Богучанского района не располагает сведениями о дате образования деревни Хая. В сохранившихся воспоминаниях старожилов упоминается, что Хая образовалась в 1680 г. на месте тунгусского стойбища с укоренившимися элементами быта и обрядов. Из воспоминаний старожилов известно, что деревня выросла на высоком берегу реки, была окружена полями, а дальше, куда ни глянь, только тайга. Деревня состояла из 29 домов, в которых жили крестьяне-единоличники. Главным в их жизни была работа: держали скот, выращивали хлеб, профессионально занимались охотой и рыбалкой.

Знаменательным в истории Хаи стал 1934 г., когда в доме Мирона Леонтьевича Рукосуева открылась школа. В первый класс пошли все дети, начиная с 1921 года рождения. Первым учителем был Осип Прокопьевич Логинов.

Согласно поимённому списку Книги памяти Богучанского района, 33 жителя Хаи участвовали в Великой Отечественной войне 1041-45 гг. Авторам книги удалось точно установить, что 11 человек погибли в боях либо пропали без вести, 8 были демобилизованы, чаще всего по ранению, судьба остальных фронтовиков остаётся предметом поисково-исследовательской работы.

В послевоенные годы жизнь в деревне постепенно начала угасать. В 1955 г. закрылась школа, поскольку в деревне не осталось детей школьного возраста. Школьную доску и парты перевезли в только что открытую школу в п. Осиновый Мыс. До 1960-х годов жители Хаи получали электричество от дизельной электростанции, свет подавался с 6 утра до 12 ночи. Работал радиоузел. Согласно архивным данным, к концу 1976 г. в деревне проживали 63 человека.

В августе 1982 г. исполнительный комитет районного Совета народных депутатов принял решение просить краевые власти исключить из административно-территориального учёта д. Хая Чуноярского сельского Совета. Так, перестала существовать деревня с трёхсотлетней историей.

К тому моменту был отстроен новый посёлок Новохайский (наименование было зарегистрировано решением от 25 февраля 1977 г.), где жили строители железнодорожной станции «Хая» и работники Бидейского леспромхоза.

11.03.2022 г.

пресс-служба администрации Богучанского района

8 (391 62) 22-163

Новости по теме:

1. Богучанскому району 95 лет: изучаем историю малой родины (24.02.2022)

2. Богучанскому району 95 лет: «Смерть капиталу!» (14.02.2022)

3. Богучанскому району 95 лет: первые решения (20.01.2022)

4. Малая родина, большая история: Богучанскому району 95 лет! (12.01.2022)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

118