16+

Муниципальное образование Богучанский район

Муниципальное образование
Богучанский район

Красноярский край/Богучанский район
Официальный сайт
24 июня 2017, сб 2017.06.24 02:58:07

Муниципальное образование
Богучанский район

Официальный сайт
12

ГИМС: О поведении на водоемах в осенне-зимний период. Как переправляться по льду.

   Осенний лед до наступления устойчивых морозов обычно непрочен. Скрепленный вечерним или  ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. Еще быстрее ледяной покров разрушается весной — его как бы подтачивает снизу усиливающееся течение. Переправляться по льду в это время нельзя. Если все же возникает такая необходимость, например, вы увидели малышей, которые забрели на лед, то нужно позвать кого-нибудь из взрослых или хотя бы старших ребят, чтобы они оказали им немедленную помощь.

    Когда же по льду можно ходить совершенно спокойно, без всякой опасности провалиться? Установлено, что безопасный переход возможен при толщине льда не менее 7 см, причем люди должны идти на расстоянии 5 — 6 м друг от друга. Такую же дистанцию надо соблюдать при встречном движении. Если же собралась группа из 4 — 5 человек, то передвигаться можно по льду, толщина которого не меньше 15 см.
   Проверять толщину льда ударом ноги категорически запрещается. Лед может провалиться, и Вы угодите в холодную воду. Ударами можно проверять прочность льда лишь с помощью пешни или палки. Двигаясь по льду, необходимо непрерывно ударять пешней несколько раз в одно и то же место, впереди и по обе стороны от себя. Если после двух-трех ударов вода не покажется, лед достаточно крепок. Но как только Вы увидите, что появилась влага, немедленно поворачивайте назад, к берегу. Но не торопитесь, и старайтесь идти, не отрывая ступни ног ото льда.

   Пешни для проверки прочности льда бывают нескольких видов . Они могут быть похожими на лопаточку, саблю, пику или долото, должны быть удобными, то есть в меру длинными (от 130 до 170 см), прочными и не слишком тяжелыми.
    Измерить толщину льда пешней нельзя. Для этой цели применяется ледомер, который состоит из двух металлических планок, а иногда и стержней, соединенных шарнирно. Шарнир (2) позволяет откидной планке (3) отходить от длинной на 90°. На длинной планке расположена шкала с сантиметровыми делениями (1). На концах планок находятся отверстия (4), служащие для закрепления цепочки. Перед тем как использовать ледомер, во льду выкалывается или высверливается лунка диаметром 6 — 10 см, вокруг которой в радиусе полметра очищается снег. Такая лунка окаймляется снеговым барьером высотой примерно 30 см и шириной 1 м. Измерение толщины льда.  

    Гораздо сложнее точно высчитать грузоподъемность льда. Но необходимость в этом возникает лишь тогда, когда требуется определить, сколько и каких машин может одновременно переправляться по зимнему водоему. А это уже заботы взрослых.
  Другое дело — грузоподъемность, от которой зависит безопасность переправы пешеходов. Школьнику  об этом надо знать. Поэтому запомните, что лед толщиной 10 см при температуре воздуха от -1 до -20°С способен выдержать нагрузку до 100 кг при расстоянии до кромки льда 5 м. Чем ближе до кромки льда, тем меньшая должна быть нагрузка. При появлении воды на льду возможная нагрузка должна быть уменьшена на 50 – 80%, а при наличии сухих несквозных трещин шириной менее 3 см и глубиной не более половины толщины льда – на 20%. Запомните также, что прочность льда весной уменьшается вдвое. Учтите и еще одну особенность осеннего и весеннего льда. В тех местах, где вмерзли камыши, кусты, трава, водоросли и какие-нибудь посторонние предметы, грузоподъемность резко снижается, возрастает опасность провалиться.
    С большой осторожностью надо обходить и участки водоемов с быстрым течением, родниками и места, куда стекают теплая вода или промышленные отходы предприятий, где выходят грунтовые воды и имеются промоины. Не поленитесь также, если увидели площадку для выколки льда, обойти ее как можно дальше, хотя и потеряете из-за этого несколько лишних минут.
     Вообще надо стараться, когда переправляешься по льду, следовать по уже проложенной и хорошо проверенной тропе или пользоваться оборудованными ледовыми переправами. Но в школьные годы, особенно мальчикам, хочется, конечно, пройти там, где еще, как говорится, не ступала нога человека. И если уж Вы отошли в сторону от дороги, то будьте начеку, внимательно следите за поверхностью льда и избегайте подозрительных мест.
  Что значит подозрительных? Лед чаще всего бывает покрыт снегом равномерно. Но если Вы увидели небольшой участок, где слой снега намного толще, то осторожно проверьте прочность льда в этом месте или обойдите его, потому что под толстым слоем снега лед бывает тоньше, может прогнуться и иметь трещины. А это уже значит, что пешеходу здесь грозит опасность.
   Бывает и так, что впереди, на снежном покрове, Вы заметили чистую прогалину. Остановитесь! Возможно, здесь была полынья или промоина, не успевшая покрыться прочным льдом.
     Другой случай. Вокруг, куда ни кинешь взгляд, ровный снежный покров, но в одном месте виднеется темное пятно. Это сигнал о том, что идти нельзя. Тут непрочный лед. Обходите такое место стороной.

     Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному льду, когда он имеет зеленоватый или синеватый оттенок.


     Кататься на коньках или играть в хоккей на озерах, прудах и реках можно, лишь тогда, когда для этого правильно выбрана площадка. Иначе не миновать беды. Чтобы ее не случилось, надо обязательно выполнить три условия. Во-первых, найти такой участок, где водоем имеет наименьшую глубину, слабое течение и нет поблизости выхода грунтовых вод. Во-вторых, площадка, выбранная для сооружения катка, должна иметь ровную, гладкую поверхность. В-третьих, открывать каток лучше всего при толщине льда не менее 25 см, заранее определив ее с помощью ледомера. Причем необходимо позаботиться, чтобы площадка была ограждена, освещена, если используется в вечернее время, и оборудована щитами хотя бы с простейшими спасательными средствам


        Госинспектор  Богучанского Участка  ГИМС    М.М.Расулов.

                                                       11.11.2014 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.